Владимир Проценко
Фотографии: Галиченко Слава, Дзивульский Рома, Ильченко Ирина

«Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему.»

Оскар Уайльд

Поездка в Кинбурн. Давно ожидаемая и планируемая. Собирался сам еще весной на велосипеде – смутили нелетный прогноз (жаль технику убивать грязью) и весьма приличные расстояния по бездорожью — минимум дней на пять. Шумбасов свой поход откладывал уже несколько раз. И вот наконец-то собрались!
Нынешние три дня на Кинбурн – это просто гонка, чтобы побывать на стрелке и успеть вернуться, мало что ощутив и увидев. Но и эта малость впечатлила!
Для начала о приятном.
Нашего полку прибыло! Появился еще один боец в нашей команде. Коля в первый же свой поход по Карпатам попал в самую серьезную переделку – туманы, дожди, стремление инструктора любой ценой выдержать график путешествия, даже если для этого приходилось идти не по тропам, а по азимуту. Полторы сотни километров в таких условиях Коля не просто выдержал, а окреп духом, пройдя ускоренный курс «молодого бойца». Таких бы нам побольше. А то иногда встречаются храбрые, сильные и выносливые только на словах и первых километрах пути.
фотка

Коля

фотка

Коля с Кристиной

В паре с ним к нам пришла и Кристина. Несмотря на двойную загрузку Коли :), шли они всегда очень быстро.
Приехав в Геройское около двух часов дня, у нас был выбор – ждать больше четырех часов автобус на базе трехосного «Урала» (по Кинбурнской косе не всякий джип пройдет) на Покровку или двигаться в сторону Васильевки – десяток километров по прямой. Услышав от меня предложение двигаться, Ирина засмеялась:
— Да я тоже Славе об этом говорила…
Возражать никто не стал и мы двинулись в путь. Дорога пролегала мимо развалин храма иконы Казанской Богородицы – они виднелись за домами, поэтому решили начать с осмотра храма. Подробнее о храме и Кинбурнской косе здесь. Написано с любовью…

фотка

Храм иконы Казанской Богородицы

Странные ощущения вызывают старые постройки. Давно исчезли следы людей, строивших и молившихся в этом храме, стерлись в памяти людской и на кладбищенских плитах их имена, а стены храма стоят уже больше века, впечатляя красотой и монументальностью, мощью и покоем, исходящими от этих стен. И хотя внутри, как и снаружи, слишком явны следы запустения, но кто-то совсем недавно в нише восточной стены поставил иконку с лампадкой и защитил их совсем свежим жестяным навесом, надежно прибитым к стене с помощью дюбелей строительного пистолета. Свято место пусто не бывает…

фотка

В храме на восточной стене

Кованые решетки на окнах, ажурные арочные перекрытия, грустная тишина прячется по углам, а вместо крыши – ослепительное небо.

фотка

Внутри храма иконы Казанской Богородицы

фотка

1898 год постройки храма

фотка

Храм иконы Казанской Богородицы

Есть разные версии насчет выбора мест для строительства храмов, но бесспорно одно — в храме нет места беспокойству и тревоге. Уже лет пять, после посещения ряда скальных монастырей, расположенных в труднодоступных местах Крыма, во мне теплится надежда пожить хотя бы пару-тройку дней рядом, прикоснуться к Покою, Вере и Вечности…
Надеюсь, что если уж этот храм уцелел до сих пор, то рано или поздно его восстановят.
Зарядившись исходящими от стен храма силой и покоем, двинулись в сторону Васильевки.
Асфальтовое покрытие закончилось резко и внезапно, как будто дорожникам не подвезли вовремя асфальт и, укатав что было, они ушли на перерыв. А перерыв этот затянулся не на один десяток лет…
Коренной кинбурнжец выразил свою точку зрения:
— В Геройском частенько можно встретить инспекторов ГАИ – «кормятся» на асфальте. А вот дальше асфальта нет, и власти тоже нет. Многие ездят без прав, без номеров и этим счастливы. Аварий на нашем бездорожье тоже не бывает…
Приверженцы другой точки зрения вешают на своих воротах объявления о продаже – глушь не всем по нраву.
Сложности с транспортом не останавливают развитие бизнеса – вот только цены в растущих коттеджах совсем не детские.
🙁
По мнению местных жителей, отсутствие дорог с твердым покрытием пошло в каком-то смысле даже во благо Кинбурну — отрицательное, скорее тлетворное влияние плодов цивилизации коснулось бездорожья Кинбурна в меньшей мере, чем восточной части. Доступ ограничен, а меньше народа – меньше грязи. Ничуть не удивила громадная гора мусора возле Рымбов у большого щита с призывом к чистоте. фотка

И рядом громадные кучи мусора. Лучше вам такого не видеть…

Фарс – норма нашей жизни, как это ни грустно.
Закончился асфальт и началась Зона бездорожья. Зона необычной растительности, птичьих базаров удивительных птиц, странных животных, почти фотошопленного неба. Зона со своими проводниками-Сталкерами. В Геройском можно нанять проводника по местным «псевдодорогам», но обычному человеку не отличить проводника от Сталкера, который, получив деньги вперед, заводит автотуриста по самый бампер в песок и бесследно исчезает…

— Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?
— Никого, — сказала Алиса.
— Мне бы такое зрение! — заметил Король с завистью. — Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю!

Льюис Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

А мы на дороге увидели ежа. Странно-рыжий ежик едва отреагировал на наше внимание, так и оставшись на краю песчаной колеи – одинокий медитирующий ежик на краю цивилизации.

фотка

Медитирующий ежик

Я тут же вспомнил «зверье мое», оставшихся дома Кошку и Вову.

фотка

Кошка с Большой буквы

фотка

Красавец Вова

Недавно довелось наблюдать их очередную склоку. Ощетинившись, Кошка падает на спину, валяясь по полу, судорожно машет лапами и истошно воет. Вова в недоумении стоит над ней, на всякий случай пару раз ударив, или скорее просто отмахнувшись от нее лапой. На Кошкин вой прибегает кто-то из домашних и звери разбегаются. Вова сжимается в комочек на диване, зная, что ответить за провокацию этой истерички придется ему. В этот раз я видел все, о чем давно догадывался. 🙂
Но было не до воспоминаний — вокруг буяли травы нетронутой земли, небесная синь отражалась в зеркалах озер, глаз не оторвать от невиданной красоты цветочного ковра.

фотка

Цветочный ковер

фотка

Разнотравье

Дорога на песке сразу же разделилась на несколько параллельных, где каждый выбирает себе колею по возможностям своей машины, то перекрещивающихся, то сходящихся, то снова расходящихся, пока не разбежалась на три дороги, из которых правая явно вела на Васильевку.
«Направо пойдешь — коня потеряешь»… Нам терять было нечего и мы повернули направо.
После очередного срезания объезда поняли, что идем по заброшенной, густо заросшей травой дороге и позже увидели почему ее забросили, когда дорога пошла между озер — весной здесь все затапливается. Но нас вел по курсу GPS-навигатор, едва заметно примятая трава в колее указывала на то, что иногда дорогой все же пользуются, да и самый заметный ориентир — линия электропередач — вела нас прямо к Васильевке. Пару раз вдали видели и слышали рев «Москвича», продиравшегося сквозь заросли на берегу озера — местные-то, оказывается, могут ездить не только на джипах. Если это был не мираж Зоны. 🙂 Но, как позже уточняли кинбурнжцы, для любой машины главное — иметь с собой лопату и пару досок.
Понимая, что никакой «Урал» на этой дороге нас уже не догонит, я ускорил шаг, что не помешало остальным все так же плестись, отмахиваясь от комаров, на которых можно было не обращать внимания. Хотя они и летали, но не кусались — сезон охоты самок уже прошел. Особенно роились у озер, где и трава была почти по пояс.

фотка

Ирина, Кристина и Коля

фотка

Кинбурн — трава по пояс

Дорога вывела нас на наезженную колею, где недалеко от Васильевки на озере плавали лебеди, летали цапли. Мир пернатых здесь очень велик и разнообразен. Есть все-таки польза от бездорожья. 🙂

фотка

И даже лебеди

Возле клуба в Васильевке застали автобус на базе «Урала», который загружался в сторону Геройского. Часа полтора ожидали приезда на нем Колиной компании, подъехавших до Геройского на своей машине. Клуб хотя и выглядит позабытым-позаброшенным снаружи, но внутри висят красивые занавески и явной разрухи нет. Местных байкеров туда не пускают и наше появление для них было хоть каким-то событием, но они быстро потеряли к нам интерес. Жители легко идут на контакт, продают молоко за 4 грн/литр.
Что интересно и это было везде на Кинбурне – улицы не ограничиваются парой-тройкой метров между забором и дорогой с обеих сторон. Здесь на ширине этого пространства вполне могла бы уложиться трехрядная автострада. Аналогично и расстояние между домами – в Рымбах и Покровских хуторах от дома до дома вряд ли докричишься – слишком далеко. Громадные пространства Кинбурнской косы не располагали к экономии земли, когда она ничего не стоила. Сейчас, впрочем, ситуация изменилась и земля открыто продается.

— Ничего не поделаешь, — вздохнул Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты и я.
— Откуда вы знаете, что я не в своем уме ? — спросила Алиса.
— Конечно не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?

Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес»

Кот прав – иначе как бы мы оказались в паре сотен километров от своих домов, в сгущающейся тьме спрятавшись от пронизывающего насквозь ветра за стеной ветхого клуба в глухом Кинбурнском селе, где ночами иногда бродят расплодившиеся на Кинбурне волки…
В «Урал» загрузились уже почти в полной темноте, а следующие полчаса я едва удерживал взбесившийся скачущий рюкзак, норовящий побольнее прищемить ногу. Выгрузились под каким-то забором у вывески «Бар Крутая осыпь» с явными следами неравной борьбы за букву «о» и двумя бывшими вождями мирового пролетариата с отбитыми носами.

фотка

Карл Маркс здесь не поместился…

Все удовольствие за этот десяток километров обошлось по 10 гривен с носа и по три гривни с рюкзака.
Ветер был по-зимнему неласков и забор оказался весьма кстати – за ним мы и поставили свой лагерь, ожидая возвращения «Урала» в 6:15 утра для подъезда к Покровским хуторам.
Говорят, ночью часто носились машины, не давая многим заснуть. Может быть… Я развесил гамак между столбом «Бар Крутая осыпь» и забором, одел на себя почти всю одежду, предвидя холодную ночевку и полностью отключился до звонка будильника. Проваливаясь в сон, я еще подумал, что с одеждой, пожалуй, перебрал, забор хорошо гасил ветер, но снял только носки, которые где-то среди ночи все же одел обратно. Да еще доставил удовольствие Коле Шумбасову, когда первое погружение в гамак закончилось для меня полетом на землю – шнурок сборки полотнища гамака надо бы иногда перевязывать, затяжка ослабевает от нагрузок. Довольный Коля скакал вокруг, снимая меня в капкане со всех сторон, а я в темноте никак не мог отыскать молнии, чтобы выйти и дать ему по ушам… 🙂
Хмурое холодное утро, едва забрезживший рассвет. Кроваво-красное солнце и все тот же «Урал», снова легко превращающий смирный рюкзак в норовистого скакуна. Может это и есть Страна Чудес? Судя по росту цены за проезд, возможно и так. Аппетит приходит во время еды, а мы в этом году, скорее всего, последние туристы в этих краях, поэтому за тот же десяток километров до Покровских хуторов мы заплатили уже по 17 гривен с носа и по три за рюкзак. Шумбасов сделал попытку возмутиться, но прав тот, у кого их больше… Громадное открытое пространство Днепро-Бужского лимана у Покровских хуторов встретило нас пронизывающим ветром, гонящим мутновато-желтую волну. А может быть, если это действительно Страна Чудес, где все наоборот, это спина лимана покрылась мурашками-волнами от озноба утренней прохлады, которые и генерируют эти дуновения ветра?

фотка

Даже причал перекосило от постоянного ветра…

Двинулись в сторону стрелки по колее Покровских хуторов. По мере подъема солнца заметно потеплело, да и замерзнуть под рюкзаком невозможно. В укромном безветренном месте сварили завтрак.
Как звучит – сварили завтрак… Отдельная большая тема. Не зря же туристы-европейцы, по утверждению того же Шумбасова, готовят в походе раздельно. Вкусы, предпочтения и толщина кошелька у всех разные, зачем же всем готовить одно и то же? На Кавказе в группе Шумбасова я давился Мюсли только потому, что надо было восполнять энергозатраты – в нормальной жизни я бы не стал их есть ни при каких условиях. Чем таскать на горбу сырую картошку и помидоры, чтобы насладиться изысканным вкусом борща, я предпочту быстрее пройти и больше увидеть, чем в позе ЗЮ тащить этот, ИМХО, лишний груз, обливаясь потом, мешающим даже разглядеть что-то из-за махины рюкзака. Я уже не говорю о скорости приготовления еды, количестве сжигаемого топлива и вреде как для окружающей среды в виде костровых проплешин, так и для молодежи, которая привыкает в походе быть на всем готовом. Им при этом достаточно натаскать сушняка и покорно ожидать своей миски похлебки. А как же тогда научиться самому разжечь костер, самому приготовить, самому рассчитать еще до похода свой рацион и необходимое количество продуктов и воды?
Да, костер жарче горит, условно быстрее готовит, обогревает и сближает всю группу, да и что за гитара без костра. В Европе готовят исключительно на горелках, костры жгут только строго в раз и навсегда отведенных местах, а если случается развести костер в случайном месте, то предварительно снимается слой дерна, чтобы впоследствии бесследно закрыть кострище. Именно поэтому у них природа сохраняется и восстанавливается в отличие от нас, где рекреационные зоны прописаны чаще только на бумаге.
Почему на костре условно быстрее готовить? Потому что я, таская с собой газовую горелку на случай дождя или сильной усталости, когда будет невмоготу возиться с растопкой печки, готовил на маленькой складной печурке, которая позволяет готовить на любом горящем мусоре, и когда я обычно уже допивал свой кофе после еды, Коля только объявлял группе о десятиминутной готовности к приему пищи. Я понимаю еще, когда он ведет группу желторотых юнцов, впервые в жизни оторванных от материнской юбки, опьяненных свободой на природе и которых действительно надо кормить, поить и водить почти за руку. Но когда вместе собираются люди, давно и много путешествующие, имеющие надлежащий опыт и снаряжение, зачем же таскать тяжелые многолитровые каны, чтобы долго готовить на всю толпу, сжигая несоизмеримо бОльшие запасы топлива, когда проще и быстрее готовить по отдельным группкам.
А мне нравится сам процесс готовки на печке при помощи слабого живого огня, языки которого надо подкармливать и бережно сохранять, в отличие от шумного мертвенно-сине-бледного огня газовой горелки, которую я таскаю для форс-мажорных ситуаций, но этот лишний вес, ИМХО, гораздо более оправдан, чем вес сырой картошки и помидоров с огурцами, на 90% состоящих из воды. Но приоритеты, как и вкусы, у всех свои, и я благодарен Коле, что он не противился моему отдельному питанию – ведь не таская вышеописанных продуктов, жрать его чудный борщ, ИМХО, было бы с моей стороны просто непорядочно.
🙂
Поднялось солнце и мы с новыми силами отправились дальше на стрелку вдоль лимана. Игорь брал с собой рыбацкие снасти и, повстречав на пути нескольких рыбаков, решил остаться с Данькой порыбачить, а заодно постеречь наши рюкзаки и приготовить обед. Чтобы не пройти мимо памятников, забитых в GPS-навигатор, перешли с побережья лимана по высокому разнотравью на одну из накатанных до твердости асфальта дорог.
Желтый оттенок травы и голубизна неба сочетаются в цвета государственного флага Украины.

фотка

Цвета государственного флага Украины

Поклонный крест защитникам Кинбурнской крепости и Памятник казакам расположены практически рядом.

фотка

Поклонный крест защитникам Кинбурнской крепости

фотка

Поклонный крест защитникам Кинбурнской крепости

фотка

Вся команда у памятника казакам Кинбурна

Немного поодаль накатанная колея вывела на берег лимана, где и остался Игорь с Данькой и нашими рюкзаками. Налегке скорость движения возросла и через пару километров, повстречав памятник Суворову,

фотка

Памятник Суворову почти на самом конце Кинбурнской косы

мы вышли на берег моря. Резкий контраст ветреной волнисто-желтоватой поверхности лимана и зелено-голубой спокойной глади моря никого не оставил равнодушным. На морское побережье словно бульдозером выворочены громадные груды ракушек.

фотка

Завалы ракушек

Последние километры по полосе прибоя. Бесчисленные птичьи базары. Впервые увиденные мной пеликаны в естественной среде обитания.

фотка

Птичий базар на конце стрелки

фотка

Пеликан на свободе

И вот конец Кинбурнской косы – хвост стрелки. За недавние годы, прошедшие с момента публикации в Гугле карты Кинбурнской косы, море уничтожило порядка 520-ти метров стрелки. Теперь коса заканчивается практически у развалин старой баржи, напоминающей о бренности бытия…

фотка

Ирина на барже

фотка

Хвост Кинбурнской косы

фотка

Одна нога в море – другая в лимане

фотка

Вся команда на стрелке

Мир открытий — никто из нас не предполагал, что современные корабли делают из железобетона. Один из трюмов баржи, заполненный водой с порхающими стайками мальков, напоминал бассейн и манил солнечными бликами.

фотка

Бассейн- аквариум

фотка

Ликующий Коля

фотка

Мечты и грезы наяву…

Мы и купались, но в открытом море, после праздничного перекуса, устроенного Славой.
Отличная погода, красивейшие виды, грандиозная широта обзора настроили всех на праздничное настроение. В воздухе витает грусть от необходимости расставания с этой красотой, но это неизбежно. Ночевка на хвосте косы была бы вполне возможна, но:
пришлось бы идти сюда с рюкзаками, брать с собой достаточный запас воды, существенно больше идти на следующий день, чтобы успеть на «Урал» у «Крутой осыпи». Я бы, чем таскать картошку с помидорами, как какие-то матрасники, лучше взял достаточно воды, чтобы переночевать на косе. Да, собственно, запас воды для ночевки у меня был, вот только полностью отделяться от группы я не стал и рюкзак на косу не поволок.
А ведь ночевка в таком месте могла быть как прикосновение к неизведанным тайнам мироздания. Место, где сходятся три различные стихии – море, лиман и земля, неизбежно должно быть средоточием Силы. Какой – каждый понимает сам для себя или не понимает вовсе. Да еще рядом находится рукотворный остров Майский, созданный в 18-м веке по приказу Г.А.Потемкина для защиты устья Днепро-Бужского лимана, использовавшийся военными до 2004 года, до сих пор скрывающий немало тайн. Каждый камушек на маленьком острове является безмолвным свидетелем исторических событий, окутан мистической аурой. Я верю в истинность теории, гласящей о существовании информационных полей объекта, хранящих всю его историю. Если научиться их считывать, можно захлебнуться в потоках информации.
Ходят упорные слухи о продаже острова под VIP-бордель. Продаже своей истории…

фотка

Вид на остров Майский с Кинбурнской косы

фотка

Остров Майский. Фото Юрия Литвиненко http://pikepif.com.ua/photo/38-0-251

На лимане Игорь накормил вкуснейшим супом и какое-то время мы еще и повалялись перед началом движения к базе отдыха «Ракета», где планировали запастись водой и переночевать в сосновом лесу. На привалах купались и загорали. Отыскали по описанию геокешерский тайник «Пиратский берег» и сделали запись в его блокноте.

фотка

Поиск геокешерского тайника «Пиратский берег»

По пути нашли брошенные браконьерами мешки с осетрами. Впервые видели осетрину не на прилавках, а в таком неприглядном виде.

фотка

Загубленные осетры

фотка

Загубленные осетры

Изящные обводы тел самой природой созданы для наслаждения скоростью… Тогда преобладала злость за бессмысленно загубленных красавцев, сейчас вспомнились прекрасные картины Бориса Валеджо.

фотка

Борис Валеджо

К вечеру добрались до уголка цивилизации – базы отдыха «Ракета» в окружении соснового леса. Крайние сосны сплошь увешаны табличками-предупреждениями о штрафах. Местные предупредили – летом здесь постоянно проводятся рейды лесников и милиции, поголовное штрафование туристов, взимание мзды за стоянки. В чем-то они и правы, ведь леса ежегодно горят, но приятного в этом мало.
Легкий аромат хвои, нежные дуновения ветра, приятная глазу зелень травы, тихий вечер, ужин в уютной воронке меж двух сосен, яркие краски заката, песни под гитару…

фотка

Изумрудная зелень под сенью сосен

фотка

Завтрак в уютной воронке меж сосен на берегу моря

фотка

Краски заката

Как же отлично спится в этой тихой уютной воронке под кронами сосен на берегу моря под мерное шуршание набегающих волн. Ночь тихая и теплая, как и наступивший новый день. Неторопливые сборы, готовность к последним переходам по побережью Кинбурна. На одном из привалов — охватившее всех желание созидания чего-то прекрасного…

фотка

Момент созидания…

фотка

Выращивание заснеженных деревьев

фотка

Заснеженные деревья

фотка

Зовущая тоска

фотка

Барельеф

Счастливые минуты на Кинбурне…

фотка

Разве это не счастье

фотка

Качнувшийся горизонт

Последний переход. И чайка следует за нами…

фотка

Последний переход…

фотка

Робинзоны, вперед!

Все хорошее рано или поздно заканчивается. И нахлынула грусть…

фотка
фотка
Возвращение рейсом «Кинбурнская коса – Николаев» с пересадкой в Геройском с «Урала» на комфортабельный бусик. Поздний теплый вечер.
Очередной поворот и яркий свет фар выхватывает из темноты стоящую прямо на дороге лису с кокетливо поднятым хвостом, спокойно глядящую прямо на мчащийся навстречу автобус. Страна Чудес? Медитирующий ежик? А может просто утратившие инстинкт самосохранения звери, которым уже недолго осталось…
Внезапно перед капотом возникла залитая светом фар сова, перелетавшая дорогу. Долю секунды я еще надеялся, что она успеет. Легкий глухой удар – не успела… И даже тогда я не сразу понял, что для махины автобуса она не больше мотылька и этот кажущийся легким удар не оставляет никаких надежд на ее спасение…
Кинбурн — щупальца бизнеса уже сомкнулись на его горле и теперь гибель его в нынешнем виде неотвратима, он станет уже другим Кинбурном, потеряв многих своих нынешних обитателей, свое неповторимое очарование, приобретя взамен многозвездные отели и скоростные автострады на месте былых гнездовий и эндемиков.
Но пока этого не случилось – поспешите увидеть, почувствовать и прочувствовать.