Остров Джарылгач.

Это было летом 1996 года. В это время я работал в детском оздоровительном лагере «Солнечный» в пос. Лазурное. Мы ходили с ребятами в туристские пешеходные однодневные и многодневные походы по Скадовскому району. А рядом был остров Джарылгач, который нас манил своей красотой и неизвестностью. Но местные жители говорили, что в походы на остров никто не ходит, да и пройти его проблематично. Он перемыт на микроострова морем, ядовитые пауки (каракурты), змеи, полчища зелёных мух, отсутствие питьевой воды, зыбучий песок, который может засосать. В общем опасностей много и я сомневался, идти или не идти. Но любопытство и желание узнать что — же там на острове, оказалось сильнее всех опасностей. И вот, не помню уже точно какого-числа июля месяца 1996 года мы вдвоём с женой Алей, кстати оба инструктора по туризму, взяв свои рюкзаки, необходимое снаряжение и продукты, питьевую воду вышли на остров Джарылгач. Задача была одна, пройти остров Джарылгач с Запада на Восток,и обратно с Востока на Запад, провести его разведку. От материка остров с Запада отделяет пролив, который пройти по морю практически невозможно, сам пролив имеет два течения с лимана и моря, вода  несёт медузы, траву, да и глубиной он несколько метров. Поэтому мы приняли решение перейти на остров по лиману, по большой дуге. Идти было тяжело, дно в ракушках, нога погружалась в грязь на 10-20см, одно радовало что грязь лечебная. У острова глубина по грудь, пришлось тяжелые рюкзаки переносить на руках, над головой. Сначала свой — потом Алин, и вот мы на острове. Приятно чувствовать себя Робинзонами, поздравив друг — друга и съев шоколадку в честь этого события, взяв рюкзаки на плечи мы пошли на Запад.

Как поётся в туристской песне про дорогу: «Закон дороги простой – шагай вперёд не спеша, и пусть верста за верстой внемлет дороге твоя человечья душа.». Погода была прекрасная, сил много, море тёплое, а главное в рюкзаках много еды и питья, что ещё для туриста надо. Только верный друг, который с тобой разделит радость пути. И этим другом

была моя жена, с которой мы прошли десятки походов и тысячи км по нашей Родине: Украине и России. А идти надо сказать не сахар, это не ровная дорога по асфальту и даже не тропа в лесу, это песок который под ногами проваливается, плюс ещё наклон прибрежной кромки берега, да к тому ещё тяжелые рюкзаки, поэтому шли не спеша темп 3-4 кмв час. Мы сразу с Алей решили. что весь поход будем идти босиком, только вечером когда песок  становился холодным и когда необходимо было идти за дровами в глубь острова, надевали обувь. А так шлёп-шлёп босиком – то по  воде, то по горячему песку, шли мы километр за километром в неизвестность.Надо сказать, что пойдя в поход мы составили план похода, запасные варианты, на всякий непредвиденный случай и изучили информацию об острове которую смогли найти.

Так вот остров Джарылгач длиной42 км, 20км это коса, затем остров расширяется  приблизительно до 4-5 кмширины и затем к Востоку опять сужается. На острове в 1996г было 2 маяка, один на конце косы (это 20км от Западного края острова), второй на Восточном краю острова, 41км от Запада. Рядом с В. Маяком находится разрушенный дом смотрителя маяка и скважина с питьевой водой. Восточный маяк был привезён из Парижа дворянином Скадовским  (в честь него назван город Скадовск). Вот с такими сведениями мы и шли.В первый день мы прошли около15 км. Найдя удобное место на берегу, в принципе мест для стоянки на острове полным – полно, выбирай на берегу моря – любое, а вот с дровами проблема, поэтому приходиться становиться около сухих деревьев. Поставив палатку, я пошел за дровами, они очень колючие — эти дрова, (это засохшие маслины и кустарники) без рукавиц там делать нечего. Набрав дров на ужин, мы с Алей сварили самую вкусную кашу – гречневую, умяв её с консервами и запив всё чаем, легли спасть.

Утро следующего дня  предвещало тяжелый день. Пасмурное небо, сильный восточный ветер, штормовое море создавало трудности при ходьбе. Но настроение было хорошим, мы были готовы к этим трудностям. Позавтракав, мы двинулись в путь. Встречный ветер мёл песок, приходилось нагибаться и прятать глаза, волна захлёстывала ноги до колен. Мы выходили на сухой песок и шли подальше от моря, по воде идти было невозможно. Дойдя до первого маяка, мы сделали отдых в домике (точнее будка) рядом с ним, в нём хранились аккумуляторные батареи. Дверь  была открыта, зайдя внутрь, мы спрятались от ветра. Перекусили, отдохнули, набрались сил и двинулись дальше. Во время движения по острову чувствуешь себя роботом. Придавленный рюкзаком, переставляя ноги, аккуратно обходя россыпи ракушек и др. препятствия, думаешь об одном — сколько ещё осталось до отдыха. И вот когда скидываешь рюкзак или  падая с ним вместе на песок, только тогда начинаешь замечать красоту острова. Бархатный песок, птиц окружающих тебя со всех сторон, залежи ракушек, огромное море, а главное первозданность природы, отсутствие людей и строений, и чистоту песка, моря, воздуха. Вот тогда приходит чувство что ты настоящий Робинзон и не зря пошёл сюда. Второй день похода дался нам с Алей очень тяжело, сильный ветер, холодное штормовое море, тяжелые рюкзаки, измотали нас. В этот день мы прошли около20 км. Сил хватило на то чтобы поставить палатку и залезть внутрь, хорошо что у нас было с собой сало и Крымский бальзам. Поев сало и выпив по рюмочке бальзама, под завывание ветра и грохот волн мы заснули. Утро было прекрасное, шторм прекратился, ветер исчез. Штиль на море. Райская идиллия. Как приятно после испытаний которые посылает нам Природа, попасть в её райскую благодать. Мы наслаждались погодой — солнцем, морем, теплом. Сварив завтрак, нашу любимую овсянку, отдохнувшие и радостные мы продолжили наш путь. Через пару часов мы дошли до маяка, похожего на Эйфелеву башню. Напившись воды у родника, оставив рюкзаки, мы поднялись на маяк, наверх, на обзорную площадку и были очарованы открывшимся видом. Бирюзовое море, отблески солнца на воде, прозрачность воды, удивительные пейзажи острова, всё было похоже на сказку,  в которой мы очутились, сказку которую подарила нам природа, её не описать словами, её нужно увидеть своими глазами и почувствовать сердцем и душой. Долго мы с Алей стояли на маяке, наслаждаясь этим удивительным видом. Спустившись с маяка, мы поставили палатку в роще и сходили на самый край острова, его Восточную часть. Вот и всё. Ура мы прошли остров, выдержали все испытания, не испугались трудностей и не свернули с выбранного пути.Назад мы вернулись без приключений, потратив в общей сложности 6 дней и пройдя 84км, босиком по острову мы пришли к людям в цивилизацию, в наш лагерь «Солнечный», где нас встречали как героев. И расспросам не было конца, как там, что там, что вы увидели, что вас поразило. Как могли мы рассказали о нашем путешествии, о своих впечатлениях.

Главный итог нашего путешествия – мы проложили путь для других.

Прошло уже 15 лет. За это время с нами сходили на остров тысячи детей и взрослых, со всей Украины и не только, которые полюбили остров, познали красоту природы, познали себя. За это время на острове появился православный скит, построена церковь (там где был первый маяк), пробита скважина около скита. На Востоке острова построен новый маяк, старый которому больше уже ста лет, к сожалению, разрушается, его перестали красить и он стал ржаветь и разрушаться. И ещё на острове появилось много мусора, пластиковые бутылки и пакеты, с которыми мы боремся, убирая, сжигая и закапывая весь мусор. Но они появляются снова…

Я сбился со счёта сколько раз я проходил остров Джарылгач. И каждый раз когда я иду снова, я задаю себе вопрос, зачем, для чего. Я уже всё это видел не раз, испытал всё что мог на острове, меня ели зелёные мухи, сжигало солнце, продувал холодный ветер, полоскало море, я натирал мозоли и резал ноги о ракушки. Но каждый раз, когда я снова иду на остров я испытываю те же чувства, которые испытал в свой первый поход. Чувства радости от единения с первозданной природой где нет людей и проблем цивилизации, чувство наслаждения от окружающей красоты, чувство победы над трудностями дороги.Всё это заставляет меня снова и снова брать рюкзак и идти, идти к своей мечте как в первый раз на остров Джарылгач.