Поход на Кинбурн

Фотографии к рассказу:
* robinzon.ks.ua/travel868.htm (Ира) 132 шт.
* fototurne.org/thumbnails.php?album=15 (Ира) 133 шт.
* foto.slava.ws/thumbnails.php?album=77 (Слава) 400 шт.

10.09.2010г.
Пойти на Кинбурнскую косу клуб «Робинзон» планировал ещё в ноябре прошлого года, а его руководитель Николай Иванович так вообще делал это 17 лет 🙂 Планомерно перенося дату с осени в зиму, из зимы в вёсну, совершенно неожиданно осенью эта поездка всё-таки состоялась.

Выезд был запланирован на пятницу: предполагалось, что те, кто едут из Херсона, поедут до Геройского на первом имеющемся автобусе в 12.00, а Николай Иванович и компания выедут из Цюрупинска на машине так, чтобы съехаться всем вместе в Геройском к 15.00 и дальше продолжить путь вместе.

Но неотложные дела задержали нашего предводителя и поэтому, подобрав в Цюрупинске Володю, в Геройском к 14.30 мы оказались только впятером – я, Слава, Володя, и Коля с Кристиной – они в нашем клубе новички, а Кристина так вообще в боевом крещении – в своём первом походе!

Автобус нас довёз до места, откуда вечером, переоборудованный под пассажирские перевозки «Урал», подбирает людей, добирающихся до сёл на косе. В это время приезжает автобус из Николаева и его пассажиры пересаживаются в «Урал» — в сентябре это происходит в среду, пятницу и воскресенье.
«Урал» там действительно самый удобный транспорт – ну кроме трактора или танка. Там нет асфальтированных дорог, песок рыхлый и местами глубокий, много кочек, и пока мы ехали, нас постоянно трясло, а если в бреду предположить на этих псевдо-дорогах велосипед, то против него осенью там просто колючечное царство!

Немного для информации:
— автобусы из Херсона в Геройское в: 12.00, 15.50 и 18.10 – но этот вроде только по пятницам;
— про автобус из Николаева через Херсон можно посмотреть здесь:
— автобусы из Геройского в Херсон в: 04.30, 6.20 и 15.15 – это только те, о которых удалось узнать.
Дело в том, что справку о расписании из сёл наша пригородная автостанция не даёт, поэтому обо всём надо узнавать на месте или у водителя.
Собираясь в дорогу, советую всегда звонить и уточнять расписание с нашей станции по телефону: (0552) 49-92-11.

Итак, приехав в Геройское, мы оказались на чём-то вроде площади с баром и магазином — в магазин мы прогулялись, а в баре запаслись водой. До встречи с Шумбасовцами и отъезда из Геройского у нас было ещё 4 с половиной часа и очень хотелось использовать их максимально.
И тут Володя прочитал мои мысли и предложил не ждать вездеход до вечера, а пройти часть пути пешком – до Васильевки. Все согласились и я была ооочень рада! GPS указал направление и мы бодренько тронулись в путь.
Погода была чудесная, солнечная и тёплая и мы шли, разглядывая улицы и дома.
Ещё в самом начале нас подивил рюкзак Коли – очень большой! Оказывается, он нёс вещи за двоих, и Слава не преминул в шутку пробурчать, что мало того, что это развращает, так ещё и учит других 🙂 Но надо сказать, что и Кристине нашлась ноша – кроме того, что она неудобно несла воду в руках, позже рюкзак и спальник для неё привёз Николай Иванович. Но в первую минуту это, конечно, здорово впечатлило 🙂

Справа показалась старая заброшенная церковь и мы свернули туда. Заросшие у основания травой, каменные стены выглядят как-то по-язычески красиво из-за довольно сложных каменных украшений поверху. Она красива именно своей уединённостью и заброшенностью, трещинами в каменных ступенях, открытостью оконных ниш, светом через исчезнувший потолок. Мы там всё облазили и дальше пошли.

Довольно скоро дошли до места, которое на карте выглядит как конец асфальта и он там действительно обрывается и переходит в песок. Там мы повстречали ежа – какого-то замшело-зеленовато-рыжелого. На наше внимание он реагировал вяло, никуда не убегал и только сильно вздрагивал на клацанье фотоаппаратов.

С обеих сторон дороги была степь с высокой травой. В ней густо синели цветы, по бокам попадались то кусты, то сосны. В одном месте дорога расходилась и мы свернули не на лучший из худших путь, а на дорожку, ближе всего проходящую к электрическим столбам – Володя сказал, что наверняка их ставили по кратчайшему пути, и так нам идти будет ближе.
На песчаной дороге, по которой несколько раз проезжала когда-то машина, всегда быстро вырастают колючки – наверное, их там перестаёт глушить луговая трава.
Все эти колючки цеплялись на меня и скоро пальцы рук пекли от постоянного их отбрасывания 🙂 К счастью, это не продолжалось очень долго и скоро колючки поглотила трава – здесь она была ещё зелёная из-за близости озёр.

Очень красиво блестели травы, шумели камыши, густо синели озёра, а тёмно-зелёные сосны это ещё сильнее подчёркивали. И ещё клубились комары, правда, они уже кусались не все, а только некоторые, но против этих сработал «офф» 🙂

В 16.00 часов до Васильевки нам ещё оставалось 6,5 километров. Глушь вокруг была великолепная! Мне очень нравилось, когда мы срезали путь по бездорожью, по грудь в упругой траве – я чувствовала себя робинзонкой 🙂 И даже была мысль – а вот затеряться бы здесь, в этих травах…. и остаться на ночь в первозданной степи – когда вокруг нет времени и не поймёшь, в какой ты эре или веке… Но это так – лирическое фантазирование)
Ещё нам попались вспаханные ряды, и в них росли молоденькие дубки — они явно выросли из жёлудей, посаженных в этом году. Будет прекрасно, когда здесь поднимется дубовый лес.

Из всего этого мы снова выбрались на колею и пошли вдоль соснового леса. Лес здесь растёт густо и сосны явно чувствуют себя лучше, чем в Цюрупинском лесу – они густые, яркие и ветви у них растут с самого низа, не обсыхая.
Вообще все дорожки, по которым мы в этот день ходили – это след проехавших в разное время машин – думаю, в основном, охотников. Идти по такой глуши было приятно, а уже недалеко от Васильевки, справа, нам открылось большое озеро, на котором в изобилии белели лебеди и цапли.
Пройдя его, мы оказались на околице села, остановились и я пошла спросить, где нам ловить «Урал». Оказалось, что можно прямо здесь, а можно возле клуба. Было только 18.30, у нас ещё было много времени и мы решили идти туда.

Клуб оказался близко и там почему-то происходила посадка на этот самый «Урал». Оказалось, что он сейчас делает рейс в Геройское, потом вернётся около восьми вечера и дальше поедет в Покровку. У нас оставалось ещё больше часа и мы решили пообедать. Сначала начали устраиваться на крыльце клуба – здесь было аккуратно и чисто. Но ветер здесь дул прилично и мы сместились за угол.
Расстелили коврик, разожгли примусы, нагрели чай… Сидели, ели, смотрели как Солнце садится. Коле принесли молоко – только из-под коровы. Среди провожающих он нашёл молочницу и она доставила ему молоко прямо к столу 🙂 А потом она сделала ещё одну ходку и для Володи.
Подъехали местные хлопцы на велосипедах, начали с нами разговаривать, спрашивать кто и откуда, удивляться, зачем мы пришли сюда пешком 🙂
Наконец они уехали, уже почти стемнело, и мы увидели из-за угла клуба свет фар. Это подъехал «Урал», и оттуда выскочил бодренький Николай Иванович, сразу создавший впечатление, что его не один, а по меньшей мере пятеро 🙂

Мы влезли в машину – проезд до Покровки стоил по 10 грн + 3 грн. за рюкзак. Если бы мы ехали из Геройского, то заплатили бы по 20 грн., а своим пешим переходом сэкономили по 5 грн. на каждую ногу 🙂

Наконец мы поехали – по невероятно трясучей дороге, в полной темноте, и скоро смирились с ощущением, что нас вообще непонятно куда везут 🙂
По пути шумно обсуждали планы, выслушивали советы тёток и сделали всё равно по-своему 🙂

Мы ехали около получаса и наконец высадились в темноте и непонятно где. С одной стороны дороги виднелась только темнота, с другой – забор базы отдыха.
На утро план был такой — в 6.15 утра здесь снова будет «Урал», на котором мы поедем дальше – в Покровские хутора и уже оттуда пойдём в обход косы пешком. Поэтому решили не искать места для ночлега и расположиться прямо здесь, под забором.
Было девять вечера, мы поставили лагерь и сели ужинать. Кроме прочего, там были восхитительные Алины блинчики из тыквы! Это одно из самых вкусных блюд на свете 🙂
Ночь была очень тёмная – молодой месяц не показывался и звёзды светили ярко и близко. Иногда, и даже не редко, пролетали болиды – медленно и красиво.
Таких больших сияющих звёзд я не видела уже давно, хотелось подольше посидеть под ними, но сказывалась дневная усталость и главное — пугал подъём в 5.30 🙂
Поэтому посидели недолго и расползлись спать.
Ночь была совсем не тихая – периодически проезжали машины, и так как мы были прямо возле дороги, то они многих будили.
А ещё, просыпаясь ночью, я слышала очень уютный скрип – как будто ветка в осени качается. Мне нравился этот звук и под него я быстрей засыпала – а утром оказалось, что это скрипел гамак Володи 🙂
Ночь была прохладная, с ветром, но палатка прикрыла от всего.

11.09.2010г.
Будильник зазвонил в темноте – Солнце ещё не поднялось и сквозь стенку палатки казалось, что ещё ночь. Но быстро посерело, все выползли из палаток и довольно быстро собрались, после чего ещё даже осталось время для зарядки 🙂
Приехала машина и, получив с каждого по 15 гривен, забрала нас. На этот раз я и Слава забрались в кабину – на места для автостопщиков 🙂 Здесь открывался замечательный обзор и мне удавалось фотографировать то, где мы едем.
Водитель рассказал, что раньше здесь было много оленей и косуль, но с приходом волков они ушли. Волки быстро съели почти всех кабанов и много мелкой живности, так что теперь редко какого зверя можно увидеть – но всё-таки Слава углядел здоровенного зайца 🙂
Солнце поднималось, менялись свет и тени, мы ехали по небольшим песчаным холмам и иногда нас заносило на вязкой дороге – и я снова радовалась, что приехала сюда не на велосипеде 🙂

Приблизительно через полчаса мы доехали до Покровских хуторов и остановились прямо возле причала на лимане. Лиман был бурный, с волнами – как море. Только цвет у него был не морской, а мутно-зелёный какой-то.
К причалу из Очакова шёл катер и на берегу его ждали люди. Дул холодный ветер, мы почему-то долго выгружались, но наконец пошли вдоль заборов хутора.
Нам нужно было найти место для завтрака, и мы искали для этого лужайку, но на удивление, заборы всё тянулись и тянулись, хотя обычно в таких местах заборы вообще не часто встречаются. Здесь же они огораживали не только дома, а и все огороды и даже просто землю. По карте хутор тянется больше пяти километров, и только уже ближе к окраине мы выбрали себе место – посреди дорожки к лиману, и устроились на отдых.
Пока шли, попросили воды и ещё нам попалась повозка для отдыхающих. Мы туда влезли фотографироваться, а Николай Иванович впрягся, изображая коня 🙂

Пока готовился завтрак, некоторые прогулялись к лиману. Пляжа там нет и вода сразу ударяет в невысокий берег. Берег густо зарос травой, мы даже отыскали там мяту для чая. После полосы травы и деревьев рядом с лиманом идёт колея, а параллельно ей опять тянутся заборы.

Завтрак готовили на костре, а после него потерялся крючок, которым подвешивают к треноге котелок. Николаю Ивановичу его было очень жалко, и он так великолепно стенал, что искать его начали все! Он причитал и рассказывал, какой это был замечательный крючок и постоянно тормошил всех и вся 🙂 Справедливости ради, надо сказать, что крючок был действительно хороший, и кроме того, он был нужен!
Николай Иванович не успокаивался, успел обязать Игоря, который вроде последним видел крючок, сделать ему ещё десяток, и его настойчивость таки увенчалась успехом — крючок нашла Нина, и наш руководитель танцевал на радостях лезгинку, наобещав Нине шоколадку, а с Игоря не сняв обязанность наделать ему крючков 🙂

Отдохнув после еды, пошли по дорожке к лиману и дальше шли вдоль него.
Шли долго, лиман сильно шумел.
В этом походе были Игорь и Данька, и одно время Игорь шёл прямо передо мной и только тогда я хорошенько рассмотрела его рюкзак. Кроме того, что рюкзак был большой, к нему ещё с пяти сторон было что-нибудь привешено. Как истинный папа он тащил рюкзак почти за двоих — у Дани тоже был рюкзак и он его хорошо нёс, но всё-таки рюкзак Игоря – это настоящий рюкзак папы и выглядел он потрясающе!
Слава, глядя на это дело, сказал, что когда у него будет ребёнок, то в походы он обязательно будет брать ещё и ребёнковскую маму – чтобы не таскать самому столько вещей!
На что Игорь ему объяснил, что легче не будет, потому что тогда ему придётся тащить ещё и вещи мамы. Всё это, конечно, шутки, но в каждой шутке есть лапка утки 🙂

Пока шли я пристала к проходящей женщине и услышала версию названия этой местности – Рыбмы. Вообще это и есть один из Покровских хуторов, а название, как она сказала, идёт от названия корабельного колокола – рынды. То ли ходила здесь баржа, то ли стояла на приколе и звонила – не поймёшь, но по названию доносящегося сюда звука и назвали хутор.
Постепенно появились указатели-зазыватели во всякие места отдыха, предлагая за деньги – кусочек рая на земле…
Появился мусор. А мы свой везде забирали или сжигали — мы молодцы 🙂

Через некоторое время мы свернули от лимана влево и пошли по дорожке – жёлтые тяжёлые травы клонились на ветру, и на ощупь они были сильные и упругие. Наверное, здесь невероятно красиво в мае, а ведь тогда ещё и цветут орхидеи!
Мы подошли к двум местам, где поставлены памятники в память заслуг Суворова и павшим героям. После этого опять вернулись к лиману и оставили там Игоря и Даню. Игорь – наверное, единственный среди нас, чья работа – физический труд, хотел просто отдохнуть, половить рыбки и побыть в тишине.
Но так просто отдохнуть Николай Иванович никому не даст, и добрый Игорь ещё готовил к нашему приходу обед.

Мы оставили рюкзаки и пошли налегке туда, где в узкий кончик сужается Кинбурнская коса. Пошли мы почему-то не вдоль лимана, а снова вернулись в степь. В степи было жарко, мы долго шли, несколько раз видели клины птиц, всё время было слышно как шумит лиман где-то справа. Наконец мы свернули влево и опять же – по чьей-то колее, вышли к широкой полосе песка рядом с морем.
Песок светился белым и наконец-то мы увидели море!
Но мы к нему не подошли, а пошли по песку вдоль, и это было не легко. Даже здесь был слышен шум лимана! А на ноги цеплялись колючки.
И когда мы наконец всё-таки пересекли песчаный берег и подошли к морю – это было необыкновенно приятно!

Все сразу посбрасывали обувь и пошли босиком по полосе прибоя – хотя сначала вода казалась прохладной, босым ногам было приятно ощущать как рассыпается и уходит с волной песок под ногами, как легко касается их вода и как от всего этого они становятся лёгкими.
Берег был густо усеян раковинами мидий, в волнах виднелись медузы, и была ещё одна интересная штука – резкий переход от осеннего лимана к летнему морю. Возле лимана дул ветер, поднимая мутные волны, листья громко шелестели, а здесь было тёплое, почти нарядное лето – с горячим Солнцем, которое освежал лёгкий ветерок, с нарядными бликами на маленьких волнах, со шлёпаньем босых ног и голосами чаек.

Мы шли по всё сужающейся косе. Её татарское название — Кыл-Бурун, что означает волос или тонкий как волос мыс. По другой версии – «Острый нос». Прошли маяк, работающий на солнечных батареях и скоро вдали показалось что-то, оказавшееся затопленной баржей.
Она стояла у берега – вся ржавая, на фоне открытого моря, песка и Солнца, и это удивительно подчёркивало отшельничество этого берега. Если бы здесь был только узкий угол земли, то не казалось бы, что здесь так пусто, это место бы так не играло. А так всё странно сочеталось и очень не хотелось уходить.

Оставив на барже свои маленькие пожитки, мы пошли к самому кончику косы. По Google Earth получалось, что от баржи она ещё тянется длинным хвостом между Чёрным морем и Днепро-Бужским лиманом. Но в реальности берег как-то странно-быстро исчезал, и тогда Володин GPS нам всё объяснил – берег здесь съели волны на 520 метров, оставив не больше 50.

А вообще это было невероятно красивое зрелище – вместо берега была только подводная отмель, на которую с двух противоположных сторон накатывались белыми барашками волны. В одном месте они сходились и, ударяясь друг о друга, образовывали странные пенные волны, очень непривычные для взгляда. Панорама была красивая – мешал только Очаков напротив 🙂 А так было бы совсем Робинзоновское место.

Мы ходили по воде, фотографировались, разглядывали всё и спугивали птиц. Наконец, немного насытившись зрелищем, вернулись к барже. Здесь у нас был ленч с кучей Славиных восточных сладостей, апельсинами, печеньями, изюмом и чаем из термоса. Мы разбрелись по барже, заглядывали во все её экзотичные дыры и сидя на краю борта, поедали семечки, от чего образовалась целая полоска уплывающей шелухи 🙂
А Николай Иванович и Володя купались! Здесь, на ветру, море казалось холодным и их плаванье мы воспринимали как подвиг 🙂

Из таких мест всегда жалко уходить. Очень хотелось провести здесь ночь, посидеть под звёздами на барже, разжечь костёр на диком песчаном берегу…
И ведь это вполне реально – по Джарылгачу и побольше проходим с запасом воды и рюкзаками. Так что если окажусь на косе ещё, то хочу провести одну ночь именно здесь.
Всё! Теперь я этого сильно хочу! Кто со мной – тот герой 🙂

Нам был подарен чудесный день – солнечный, но не горячий, ветреный, но в меру, чистый и прекрасный, и какое счастье, что мы им воспользовались так полно!
Скоро двинулись в обратный путь и шли уже только по берегу, а не как в эту сторону, и этим продлили удовольствие от встречи с морем.
Ступать по тонкой кромке воды и земли – есть в этом что-то межпространственное, от чего даже впадаешь в лёгкий транс.

Потом свернули всё-таки влево и вышли снова в степь. Только по ней шли уже недолго, и возле памятников Суворову свернули в проход к нашей стоянке. Там нас уже ждал обед, приготовленный Игорем, за что ему большое спасибо 🙂 А вот рыбка его обошла – может быть, мешала бурная погода со стороны лимана. Все застучали ложками, а потом ещё с полчаса отдыхали на берегу.

И вот мы снова, уже в который раз за этот день, вернулись в степь и пройдя вдоль остатков укреплений – в виде волны песка, перешли к морю уже все вместе и с рюкзаками. Теперь мы шли в сторону Покровки, откуда будем уезжать завтра вечером.
Шли не очень долго, пока не увидели, как тонкой ниточкой вытянулся в море причал. Его линия странно изогнута – мост практически состоит из зиг-загов – вверх-вниз.
Остановились в раздумье – не поставить ли лагерь здесь? Но передумали и прошли за причал, и там, отойдя подальше от берега, поставили лагерь в сосняке. Там красиво – блестит густая трава и нет ветра. Было бы совсем идеально, если бы море придвинуть поближе 🙂

Потихоньку рос палаточный городок, мы с Николаем Ивановичем и Колей сходили за водой. Сначала немного поплутали, потому что пошли по одной из многих тропинок, думая, что она выведет нас к посёлку или дому отдыха. Проходящий человек сказал нам, что да, эти тропинки ведут к ним – недалеко, километра два 🙂
Поэтому мы развернулись и пошли ближе к берегу. Там нашли симпатичную базу отдыха, на которой не оказалось ни одного человека – даже сторожа! Тихий двор, пустые домики, крылечки… и большая бочка с водой 🙂

Потом приготовили и ели лёгкий ужин, уютно устроившись в ложбинке между соснами. Очень запомнилась Славина форелька 🙂
Панорама открывалась глубокая и красивая – садилось в разноцветные краски Солнце, темнело море, а веточки сосновых лапок красиво вырисовывались на фоне неба.
Чай мы кипятили на костре, который поставили на дороге в глубоком песке – и правильно сделали, так как к нам пришёл дядечка, посмотреть, что тут горит.
Темнело, мы коротали вечер, Николай Иванович пел, пили чай… Хотелось поиграть, но многие потянулись спать и пришлось расходиться.
Правда, удалось подбить сходить хотя бы к морю, хотя очень хотелось пройти по берегу дальше. В эту ночь звёзды уже не светили так ярко – то ли затмевало близкое море, то ли отсвет города, даже не знаю. Но это только подтверждает, что смотреть надо когда показывают — как это было в предыдущую ночь, а не оставлять на «завтра».
В тишине соснового бора и после уже двухдневного перехода, спали крепко.

12.09.2010г.
В это утро подъём был в 8 часов утра. Спешить было некуда, поэтому вставали и умывались мееедленно 🙂 Пока Володя не убрал свой гамак, пошли его пощупать.
Гамак меня покорил! Удобный, лёгкий и даже с сеточкой от комаров!
Лежать в нём было приятно и на много мягче, чем на дне палатки. В нём было укромно, борта создавали уют и ещё оказалось, что Володя сшил его сам – что меня уже совсем поразило 🙂
Все перещупали и перетрогали гамак и пошли умываться. Позавтракав овсянкой и поболтав, собрали вещи и вышли к морю где-то в начале двенадцатого.

Снова под ногами талапалось море, с рюкзаком идти было жарче, и поэтому, когда все остановились на отдых, я и Аля, как и наши мужчины, решили искупаться. Отойдя немного, чтобы оказаться по отношению к биваку против Солнца, мы искупались по-нудистски 🙂 Кроме того, что после пешего пути всегда приятно окунуться в воду, добавляло ещё радости то, что это – осеннее море, уже прохладное, но полное бликов и бодрости.
Чувствуя в предыдущие дни небольшую вялость, после купания её как водой смыло – точнее, водой и смыло 🙂 Вообще я не ожидала, что в этом году ещё встречусь с морем, поэтому было ещё приятнее и радостнее.

Вода слегка обжигала, солила и бодрила 🙂 Мы немножко побарахтались и выскочили на берег – и, конечно, совсем не было холодно и телу было необыкновенно приятно!

Теперь нам было нужно пройти 5 км до тайника – «Пиратский берег». GPS Славы указал где остановиться, и побросав вещи на берегу, мы пошли на поиски клада.
Я прочитала легенду и поручила дальнейший поиск Кристине – это её первый поход, и конечно, именно она должна была найти тайник 🙂
Вообще скажу, что держалась она очень хорошо и лично меня порадовала 🙂
Шла бодро, настроение у неё было хорошее не смотря даже на натёртые ноги. Любопытства у неё предостаточно и она создавала хорошую атмосферу вокруг себя 🙂 Коля мне тоже очень понравился – спокойный, мужественный, и я даже нашла для него очень ёмкое определение – сбалансированный 🙂
Ну а Аля, Нина и Рома – это те люди, с которыми всегда легко и приятно 🙂
Всего нас было 11 человек — очень хорошая, небольшая компания.

Кристина на удивление быстро справилась с планом и откопала коробочку. Как обычно, там преобладал хлам, но зато был брелок с надписью «Корсар», и думаю, это хороший сувенир для первого похода и первого геокешинга.

Потом ещё с пол часа копошились на берегу, я с удовольствием покопалась в песке и вырыла ямку. Совсем уже забыла, что когда на морском берегу роешь яму, песок с её краёв обваливается, и она всё увеличивается, увеличивается..! 🙂

Опять пошли по берегу, несколько раз попались выброшенные на берег большие осетры. Я очень расстраивалась – ведь это явно жертвы браконьеров – то ли вынули икру и бросили, то ли выкинули улов, опасаясь инспекции… я их ненавижу.

Я в основном плелась в хвосте, за что Слава меня периодически шпынял – а что я могла сделать, если то камушек, то ракушка, то выброшенное дерево или фотокадр?
Второй раз ничего не повторяется, и надо успевать касаться того, что пока ещё есть…

Пошли дальше по берегу, стали виднеться вдалеке люди, и тогда сделали ещё одну остановку, на которой я прошла подальше и снова искупалась, получив ещё больше заряда и удовольствия 🙂 В море плавали мягкие шапочки медуз – маленькие, ещё без отросших лапок.

В жару море не ласкает так, как оно это делает когда становится прохладным – может потому, что летом купающихся много и у него на всех хватает ласки? А осенью – дело другое…

Когда до Покровки оставалось уже совсем мало, сделали привал на обед.
Варили всё, что оставалось, поэтому блюд было много – и суп, и гречка, и пюре, и даже чешский пудинг 🙂 И ко всему этому и колбаса, и консервы и сладкое – в общем, подчищали рюкзаки у кого что ещё было 🙂

Купанье вызвало во мне такой прилив энергии, что очень хотелось поиграть 🙂 Но так как больше никому не хотелось, пришлось рисовать на песке.
Нина и Рома тоже на остановках с удовольствием использовали этот бессчётный дар природы 🙂
«Урал» уходит из Покровки на Геройское в 17.45, поэтому в 17 мы собрались и пошли к его остановке через озеро. Уходить совсем не хотелось – только вжились в этот берег, а уже возвращаться…

Озеро оказалось с чистой водой, брод был хорошо виден и мы спокойно по нему перешли и оказались в том же месте, откуда начали поход из Покровки – возле базы и забора, под которым ночевали. И таким образом наше круговое путешествие по косе было благополучно завершено.
У ворот базы нас встретили разнокалиберные пятнистые щенки – они уже приходили к нам вчера утром (неужели только вчера?!). Им отдали остатки еды и ещё все сходили в эту базу и пофотографировались возле бюстов на входе.
Оставшееся время слушали как поет Николай Иванович – в последнее время мне больше всего нравятся в его исполнении романсы – их не так просто петь, нужен опыт – не пения, а жизни.

Приехала машина и мы снова поскакали по кочкам и кучугурам. Людей в этот день ехало много и нам пришлось трамбоваться и даже брать на руки рюкзаки – хорошо, что мы садились на конечной и поэтому все сидели. Для информации — проезд оттуда стоит 20 грн.

Мы проезжали леса и озёра, в окна залетали оводы, сильно трясло, а Славу даже укачало, да так, что в Геройском он даже решил остаться ночевать в лесу. Потом оказалось, что у него была температура, державшаяся и на следующий день, так что не удивительно, что на этой волнистой дороге он стал себя плохо чувствовать.
В Геройском, пока пересаживались в Николаевский автобус, мне удалось занять в нём места, надеясь как-то довезти таким образом Славу, и потом я побежала к нашим, возвращающимся на машине, за помощью – что делать, чтобы не оставить его в лесу ночевать?! Ему заклеили пуп пластырем крест-накрест, а ведь мы уже когда-то использовали этот метод, и он сработал! Ещё ему всунули в зубы мятную конфету и загнали в автобус.
Автобус был ужасно набит — в воскресный вечер могли бы прислать что-то побольше.

Мы ехали, темнело… Мыслей было мало – их затмили ощущения этих дней.
В Цюрупинске сошёл Володя, а возле Херсона, около девяти вечера, вышли и мы вчетвером. Автобус дальше ехал по объездной, высадив нас около заправки. От неё мы спустились по горке моста и прошли ещё остановки три, где наконец сели в ещё ходившие маршрутки, и разъехались по домам.

Спасибо всем участникам похода, и давайте будем встречаться ещё – побольше и почаще, и находить новые места и новые приключения 🙂