В НАЧАЛО (К ОГЛАВЛЕНИЮ)

 

Фотографии к рассказу

13.06.2010
Около шести утра Ибраим разбудил нас, мы собрались и наконец-то простились с ним и его машиной. Так получилось, что сели мы в неё в 17.30, а вышли только в 6 утра. Вот так мы первый раз ночевали в машине.
Мы отошли подальше от дороги в кусты, там умылись, приготовили завтрак, размялись, поделились впечатлениями, и через час снова вышли на трассу.
Через пару минут мы уже ехали с симпатичным, молодым улыбающимся турком на большой машине. Ехали быстро, но недолго, около часа.
И снова мы на дороге. По краям гор ползают белые полосы тумана.
Утро приятное, но день снова обещает быть жарким.

Следующей, в 8.40, нас подобрала машина с опасным грузом. Периодически в ней что-то тихо гудело. Оказалось, что это сигнал при приближении к скорости, с которой этой машине нельзя ехать.
Пока мы ехали, я тихо немела от восхищения – какой же турки трудолюбивый народ. Поля на склонах гор – как они их только возделывают! Они такие аккуратные, такие симметричные, как будто это не поле, а разрисованный лист бумаги. Я у нас таких даже никогда и не видела. Возле многих полей свалены камни – явно выбранные из земли, так что добиться здесь урожая явно не просто.
А ещё дороги – это просто героизм труда какой-то. Все они очень гладкие, очень ухоженные, мы постоянно встречали дорожных работников, что-то делающих, чистящих, непонятно что ремонтирующих. Дороги постоянно расширяются, в основном они пробиты в горах, а где нельзя вырезать кусочек горы, пробивают туннели. Сначала мы встречали их до километра длиной, а уже на обратном пути, на другой дороге, они стали 2-х, 3-х километровые, а табличка одного даже сообщила, что длина туннеля почти 4 километра…
Реки вдоль дорог обложены камнями, подозреваю, что даже русла их чуть–чуть изменяют. Вдоль дорог – везде, высажено очень много молодых деревьев, при чём в два ряда. У нас же только рубить вдоль дороги умеют.
В общем, видно, что люди работают – и это у них на совесть.
Ещё в пути мы заметили кое-что интересное – перед населённым пунктом, конечно, есть дорожный знак с его названием. И при этом под названием указывается количество живущих в нём жителей. Можно на ходу сделать некоторые выводы)

Машина довезла нас до Афона и высадила перед самым началом города. Буквально через пять минут нас подобрал шумный весёлый турок. И мы снова едем на большой машине — до города Конья. Это довольно большой отрезок – километров 300. Вообще мы думали, что в воскресенье машин будет мало, и нам будет трудно добраться до места вовремя. Но машины есть, и берут они нас очень охотно.
Мы проезжали горы – по карте больше 2000м высотой, и на верхушках их лежит снег.
А вдоль дороги – сады, спеет черешня, и она продаётся везде вдоль дороги.
Наш водитель первым делом напоил нас холодной водой и угостил шоколадными батончиками – всё из небольшого холодильника. Он знает французский, но мы его не знаем, но всё равно общаемся – отдельными словами и ещё – пальцами, что кстати, очень помогает.
Ещё он нам на карте показал маршрут для обратного пути – совсем другой, чем по которому мы собирались, и это действительно оказался хороший маршрут. А периодически он звонил друзьям и рассказывал, что везёт автостопщиков)

Через какое-то время, то ли поймав мой взгляд на черешневые сады, то ли просто так, но наш водитель остановился, мы вышли и пошлю черешни купить. Но он нам этого сделать не дал, а сам купил 1,5 кг, там её помыли, и мы ели её в пути. Черешня в Турции очень крупная и такая сладкая – я такой у нас даже не знаю.
Он показал, что черешню можно за ухо зацепить, и я себе так сделала – просто чтобы ему приятное сделать, и он действительно в шумный восторг пришёл)
Так мы ехали и ели, иногда пили холодную воду, и в животе у нас плескался черешневый компот. В 12.10 мы сошли с нашей доброй машины в центре огромного города Конья.

Прошли немного и решили до трассы подъехать на трамвае. Мы не нашли, где купить жетон и остановки не были ограждены как в Стамбуле, поэтому решили, что оплатить можно будет внутри.
Мы вошли и стали пытаться что-то сделать, но трамвайщик смеялся и махал рукой – мол, проходите, бесплатно! Мы потоптались и сели, и вот что потом увидели. Пассажиры заходили и проводили карточкой мимо устройства, которое считывало поездку! Конечно, такого мы и предположить не могли)
Так и проехали бесплатно, по доброте водителя. Проехал ли бы у нас так какой-то иностранец? Сомнительно.
Всё больше убеждаюсь, что работают почти одни мужчины. Наверное, они получают достаточно, чтобы содержать семью.
Город за окном цветёт розами, много чистых разноцветных домов.

Мы сошли с бесплатного трамвая и оказались в жаре – больше 30 в тени. И ещё раз убедились, что мечети – это спасение для путешественников в пути.
Совсем рядом, громко запел муэдзин, мы повернулись и пошли к высившемуся минарету – и там, в тени деревьев, умылись, отдохнули, и про бесплатный туалет тоже не надо забывать.

Потом мы пошли искать дорогу для выезда из города. Жарко было очень, идти было не близко, и вдруг остановилась легковая машина. Мы не были уверены, что это нам, Слава подошёл, спросил, и у нас мало того, что получился ситистоп, так ещё и самостоп. Счастье – машина с кондиционером! Время – 13.30.
Сделали остановку и мы тоже вышли купить воды, но водитель не дал нам её купить, а купил её для нас сам. И ещё он нам купил по мороженому. Он сказал выбирать, но мы не знали как, и тогда он купил нам самое дорогое!
Мороженое – дондурма, в Турции очень сладкое, и надо покупать его осторожно. Вообще водитель был пожилой и восторженный)
Мне пришлось срочно искать, как будет по-турецки «вкусно», но этого в разговорнике не оказалось. Там оказалось только «не вкусно» и разные жалобы – составляют для матрасников. Но когда я готовилась к поездке, то выписала несколько слов, которые, как считала, могли пригодиться. И «очень вкусно» там тоже оказалось 🙂

Мы общались и он выяснил, что дальше мы поедем автостопом, узнал, что нам далеко, и так ужаснулся, что напористо стал уверять нас (как мы друг друга понимали – я не знаю, при нашем-то запасе слов! Но это происходило постоянно – видать, правда – было бы желание) он уверял нас поехать на автобусе и настаивал самому за него заплатить! Мы сопротивлялись, но он был сильнее) Мы стояли у дороги, автобуса всё не было, а энергичный водитель припрыгивал на месте, и в конце концов начал просто останавливать проезжающие машины и решать, на какой нас отправить, чтобы подальше и по пути! Это было онемевающее зрелище)

И очень скоро, после горячего прощания, мы уже ехали в легковой машине. Рядом со мной – на заднем сидении, лежал ноутбук водителя. Его зовут Али, и он оказался совсем другим, чем те, которых мы раньше встречали.
Мы общались с ним на кусочках турецкого, английского и пальцами. И у нас неплохо получалось)
Скоро машина остановилась и мы вышли — мы всегда выходили из машины, соблюдая тактичность. Оказалось, что Али всегда, когда едет по этой дороге, останавливается в одном кафе – чаю попить. Нас он настойчиво пригласил и мы сели в тенистом сквере с очень высокими, и при этом изящными деревьями. На столик поставили настоящий самовар, сверху у него стоял заварничек, и ещё принесли стаканчики и солёное печенье — неожиданно с крепким чаем это оказалось хорошо. Было тихо и тенисто, шелестели листья, струился фонтан…

Проехав совсем немного, мы снова остановились, потому что Али надо было зайти в мечеть. И мы пошли за ним – как выводок утят) Мы вообще таскались за ним молча и покорно, чтобы он ни делал. Он сел омыть ноги перед входом — и мы тоже, он в мечеть, и мы в мечеть. Сначала Али слегка недоумённо на нас поглядывал, но потом смирился. На пороге мечети он подал мне платок, и мы вошли. Тихо сели в сторонке, вдыхая знакомый покой, а он молился – искренне и даже горячо.

После этого что-то изменилось в наших отношениях. Он вдруг стал открытей и светлей. Думаю, его покорило наше смирное за ним хождение.
Он ещё предложил нам в музей сходить, но Слава отказался, а я вовремя не расслышала, так бы не пропустила.

Мы ехали уже довольно долго, слова кончились, и вдруг Али… запел! Запел что-то явно народное и напевное, чуть даже страдальное.

А потом вдруг он сказал слова, которые я когда-то, в своих попытках учить английский, выучила как бесполезные – sing song – петь песню!
Я обомлела – он предлагал нам спеть ему! Петь было надо, но от неожиданности у меня выпали из головы вообще все песни! Я понимала, что песню надо народную, нет смысла в эстрадных распеваниях, но почему-то не могла вспомнить вообще ни одной!
Он дал нам время подумать, а пока мы остановились и он купил абрикосы и помидоры, и мы их ели, а потом снова ехали, а я мучительно пыталась вспомнить хотя бы одну народную песню!
Стало становиться неудобно, и тогда я с перепугу запела первое, что пришло в голову – русскую: «чёрный вооорон… что ж ты вьёоошься…. над моею головой!» Красивая мелодия вернула память и я, не останавливаясь, перешла на другую песню: «чом ти не прийшов, як місяць зійшов…»
Мы ехали в машине, закрытые окна, прохлада кондиционера, маленькое пространство, и в нём можно было тихо и без напряжения петь напевную мелодию, доставая её откуда-то из глубины.
Али пришёл в неописуемый восторг! Он бросил руль и стал хлопать 🙂 И попросил спеть ещё хоть что-то маленькое! Я обалдела и спела. Но что я спела! Дома мне потом сказали, что я достойно себя показала 🙂
Есть такой фантастический фильм, в котором герой попадает в прошлое – на другую планету. Он там живёт долго, и когда его наконец забирают обратно, то время спустя ему встречается музыкальный инструмент – наподобие флейты, на котором он играл на той планете. Он спросил – откуда он, и ему ответили, что это инструмент с планеты, которой нет — за прошедшее время она разрушилась, и остался от неё только этот инструмент, играть на котором никто не умеет.
И тогда он заиграл на ней мелодию – мелодию, которую играл там, мелодию планеты, которой больше нет…
И я – я пела ему эту мелодию, вставляя не слова – а просто мелодичный набор звуков. Песню с планеты, которой нет.

После этого отношения с Али стали не просто свободными, но и искренними. Он дал нам свою визитку, и если поначалу он говорил, что его работа – водитель, то теперь оказалось, что он декан кафедры химии.
Он стал звать нас к себе, в Анталию, погостить, но мы не могли – нас ждали Алекс, Оля и Кипр) Мы звали его с собой, но отказывался – назавтра ему надо было быть на работе. Интересно, есть ли у него гарем?)

Мы снова остановились в невероятно живописном месте — очень высокие отвесные горы и к ним прилепилось кафе. Открытое — только с крышей.
Вид на ущелье открылся сказочный. И там он напоил нас айраном, только не таким, как мы пили раньше – а из металлических пиал. Айран пенился, и мы пили его крохотными ополоничками. Прохладное питьё было приятным как свежий воздух.

Мы уже приближались к месту, где нам надо было выйти – километров за десять до места назначения, как пришла смс-ка от Алекса, где он сообщал свои координаты. Мы рассказали об этом Али и поблагодарили его за такой длинный путь. Он выяснил куда нам, и получалось, что по дороге – 10 км, а по прямой 7. Но он сказал, что машина не летает через горы! И в своей доброте повёз нас прямо на место встречи, и GPS только показывал, что осталось 3 километра, 2, 1… Он сделал крюк, только чтобы нас подвезти!
Расставаясь, я подарила Али значок, а он ушёл и вдруг вернулся с восхитительной лазерной указкой с эмблемой его института. И подарил её мне. Я была очень тронута…
За день мы проехали почти 700 км на пяти машинах, и встретили хороших и добрых людей.

Встреча в Ташуджу и отплытие в непризнанное государство Кипр
День тот же

Дальше я хотела бы привести цитату из записей Алекса – о нашей встрече.
Она яркая и всеобъемлющая)
«Честно говоря, я было начал переживать — где же Слава и Ира? Сообщения от них были только утренние, а тут солнце уже на закат клонится… Пора искать место ночевки.
Взял я складную подзорную трубу и начал обозревать окресности, выглядывая место для палатки. Медленно сканирую берег, и вдруг почти все поле зрения занимает чья-то голова, жутко похожая на Славу. Бросаю трубу — никого. Говорю Оле, мол, уже чудиться началось всякое… Глядь — а тут и вправду Слава из-за угла появляется!!! Он, оказывается, забил наши координаты в свой навигатор и просто обошел недостроенное здание гостиницы с другой стороны
Эмоций было море!»
Всё было именно так — GPS-ы состыковали нас идеально)
Али уехал, а мы спустились к недостроенному пансионату, к морю.
После первого бурного обмена информацией, мы вдруг увидели возвращающуюся машину Али! Он выехал на какой-то полу-причал, вышел и пошёл купаться! Мы тоже переоделись в «гостинице» и пошли окунуться в море.
Моё первое Средиземное море. Какое же оно оказалось… чистое, тёплое, мягкое. Окунуться в него из жары дня было невыразимо приятно, и наше знакомство состоялось)

Скоро Али уехал в Адану, а мы собрались и пошли в порт.
Такой продажи билетов я ещё не видела – в длинном одноэтажном здании расположено несколько контор, мы выбрали себе одну подешевле, и купили билеты на теплоход–ферибот на Кипр. Билеты стоили по 99 лир на каждого и были одновременно в оба конца. Обратная дата не стоит – возвращайся как закончится время пребывания. Плюс ещё выездные налоги: 10 лир в Турции и 32 лиры на обратном пути с Кипра.
Отплытие назначено на полночь, но подойти к этой же конторе надо было к 22.30. Оказывается, к фериботу нас повезёт специальный автобус! Никак этого не ожидали) Море было совсем рядом и думалось, что и причал тут же, но оказалось, что ехать немало.
Приехав к месту отплытия, мы около часа возились с оплатой налога и прохождением таможни и пограничников. Не потому, что нас задерживали, а просто всё было как-то медленно)

И наконец мы взошли на паром «Калипсо». Это такая коробка, у которой открывается, наверное, вся корма, и туда заезжают разных размеров машины, ну проскочили и мы.
Все мы очень устали, погрузка явно затягивались, а значит, и отправление. Поэтому мы нашли себе местечко – в салоне палубы. Настелили туристические коврики, залезли в спальники и вытянулись на полу, явно шокируя окружающих) Отплытия мы так и не заметили – позасыпали быстро и довольно крепко.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ