В НАЧАЛО (К ОГЛАВЛЕНИЮ)

 

Фотографии к рассказу

22.06.2010
Утром будильник зазвонил в 6.30. За всё время нашего путешествия мы не ставили тент на палатку, поэтому каждое утро свет вливался сквозь сеточки крыши и входа, и в этот день можно было видеть шелестящее море и лодочку – прямо напротив нас, с которой уже ловили рыбу)

В семь мы выползли из палатки и увидели, что Алекс и Оля уже даже почти собрались. Я пошла купаться, поплавала, потом мы приготовили завтрак, и в это время наши спутники как раз вышли из лагеря.
Они покарабкались по насыпи к дороге – по довольно крутому склону, а мы сидели внизу и смотрели на них как в телевизор – на столько это было захватывающее зрелище)
Наконец они выбрались, а мы доели и начали собираться. Разница между нашими выходами составила 40 минут, и в 8.30 мы, поднявшись в менее крутом месте, присмотрели позицию и поставили на дорогу наши рюкзаки.
Проехало несколько машин, и вот уже нас подобрала семейная пара – очень милая и интеллигентная, на красивой чистенькой машине. Мы старательно пытались общаться, а скоро они свернули на узкую дорогу, по которой мы доехали до открытого кафе на краю горы. Там нас угостили айраном – в больших стеклянных бокалах, как у нас раньше продавали квас и пиво. Айран был холодным и приятно пенился, его тонизирующие и восстанавливающие свойства мы уже успели оценить, но сравнить айран, который подают в кафе и который продаётся в пластиковых стаканчиках в магазине, конечно, нельзя.
Эта машина провезла нас вдоль курортного морского берега, просто усеянного отелями и пляжами. И ещё мы увидели остров, на котором стоит большая мощная крепость – как жаль, что не было времени переплыть туда!

Пара провезла нас в сторону Мерсина 90 км и высадила возле автобана. Там мы сразу увидели кучу запрещающих знаков, но следующая машина нас подобрала прямо перед ними. Водитель – седой молодцеватый турок, с ветерком прокатил нас на чём-то вроде старой «Волги». Проехали мы всего километров 50, но мы не жадные)
В 10.45 мы сели в третью машину – шикарную иномарку. На ней мы ехали вообще минут 20, но отмахали приличный кусок, потому что мало того, что внутри машина была с кондиционером и очень комфортная, так ещё и скорость водитель держал – 170-180 км/час! Мы этого, сидя внутри, совершенно не замечали — вот такие там дороги) Правда, мне показалось, что этот кусок был платным – мы подъехали к чему-то вроде турникета, где водитель сделал какой-то жест – может быть, провёл карточкой, и после этого мы полетели) Автобан здесь итак сказочный, а что уж говорить про платную дорогу!

Когда мы сошли, Слава сказал, что есть такой эффект – когда водители видят нас на дороге, а потом мы их перегоняем и они видят нас снова. И что им тогда становится интересно, и нас могут подобрать быстрее. А мы ж ещё надели одинаковые жёлтые футболки – со знаком клуба автостопа. Думаю, в ярком жёлтом, да ещё с рюкзаками, мы хорошо смотрелись на дороге.

Мы не успели ещё размяться после сидения, как показались три одинаковые грузовые машины – мы их уже видели из окон предыдущей, гоночной) И все они, при виде нас, сразу показали поворот! Мы сели, конечно, в остановившуюся первую, а другие водители, проезжая, махали нам и улыбались из кабин, и мне кажется, что завидовали подобравшему)
Мы снова разговаривали, кстати, мы знали уже не 30 слов, как в начале, а сто. Нас угощали прекрасным сладким виноградом без косточек, и все, сегодня нами встреченные люди, были так приветливы, что настроение было лёгкое и радужное)
Машины ехали в Адану, но мы сойдём раньше, потому что жара в этом городе такая, что лучше его объехать стороной.

Мы сошли в тени под мостом, у поворота, который нам был нужен и куда мы стремились, сели и стали поедать виноград. Слава сказал, что когда он здесь был с Мегадедом, то именно тут они ели кактусы и это прозвучало для мен фантастично) Так что это – место для еды.

Потом мы прошли немного, снова залезли по откосу на какую-то дорогу, и быстро сели в очень большую машину, которая довезёт нас до поворота на Кайсин – это много. Скорость у этой машины поменьше, но зато в ней кондиционер! Водитель сразу предложил нам покушать, но мы отказались.
В пути мы уже находились три часа и это была пятая машина.

Нашего водителя зовут Юсуф. Мы ему очень интересны, и он как-то сразу к нам проникся, что очень чувствовалось. Он часто к нам обращался и вёл себя так, что казалось, нашёл давно не виданных родственников)

Он подарил нам одинаковые кепочки с эмблемой его фирмы, мы их одели и он был очень рад) А мы подарили ему значок – красивый, в виде ордена с планкой. Всё бы ничего, только на болтающемся «ордене» была изображена Аврора) Но может, он этого не знает, а со стороны выглядит хорошо.

Через довольно долгое время мы остановились в придорожном торговом месте. Там мы вместе пошли в магазин – Юсуф нас позвал, хозяин магазина был его знакомым, и они стали разговаривать между собой – явно про нас.
А потом наш водитель начал там всё подряд покупать – маслины, овощи, арбуз, ещё кучу всего. Я не сразу поняла, что это нам и разглядывала в витрине странного вида сыры, так он тут же начал и их покупать! Слава сказал, чтобы я перестала куда либо смотреть, а то он непонятно сколько всего накупит!
Хотя и сам чуть было не был одарен пятилитровой баклажкой шалгама – еле отвертелся от такого подарка)

После этого мы проехали ещё километров 10 и остановились. Все вышли и оказалось, что сбоку, где-то посредине машины, откидывается дверца, и там – целая походная кухня: полочки, и на них посуда, кастрюли, газовый баллон, складные стульчики. Сначала Юсуф залез под машину, где оказался кран, сполоснул посуду и руки, и нам предложил это сделать.
А потом начал доставать всю еду, которую накупил, и мы вместе сервировали очень обильный стол! На плитке закипал кипяток, а из пакетов всё доставалась и доставалась еда… Мне больше всего понравился тот сыр – чуть солёный, и маслины – не такие как у нас, в водичке, а в масле, и сами они были вкусные и мясистые. Я думаю, всё это было очень не дёшево, и Слава сказал, что перед нами – самое показательное, душевное, восточное гостеприимство.
Мы так наелись, не желая обижать хозяина, что еле шевелились, а я еле потом залезла в машину. Нам было скоро уже сходить, и было видно, как жалко ему с нами расставаться. Мы обменялись адресами и телефонами, а он снова нам подарил кепки – только уже не синие, а красные, и теперь вкупе с нашими жёлтыми футболками, у нас создавалась прямо дорожная форма)
Он нам сказал, какая у него зарплата – 800 долларов, и это самая маленькая из тех, о которых нам в пути говорили. На наши попытки уменьшить его гостеприимство, он говорил, что сейчас он нас угощает, а если он будет на Украине – то мы его угостим.
Он очень сокрушался, что им не разрешают сходить с маршрута и он не может нас подвезти до Трабзона! Мы с трудом простились и вышли на дороге.

Только мы не вышли, а вывалились! Потому что после такой обильной еды я была точно как волк из мультфильма.
Увидев перед собой заправку, и уже имея опыт того, что при автостопе туалет используется когда он есть, а не когда хочешь, я потрусила к нему. На заправке сидели какие-то мужчины, которые замахали мне и что-то закричали, но я была на автопилоте после объеда и не смогла прореагировать.
На обратном пути их крики стали более настойчивыми и я подошла, соображая, что может надо было спросить разрешение на посещения их туалета? Один из них неплохо говорил по-русски, начал меня расспрашивать, и тогда я помахала и подозвала от рюкзаков Славу.

Мужчин оказалось шестеро – один явно хозяин, двое – очень молодых, остальные непонятные. Нас усадили в тени за столик, по знаку хозяина нам принесли холодной воды и горячего чая и стали расспрашивать. Пока мы говорили, хозяин сделал ещё знак рукой, и один из парней ушёл и пришёл с большой тарелкой черешен и вишен – уже вымытых. Слава это увидел и аж застонал – опять есть?! Но отказываться было неловко и мы клевали, тем более что было вкусно.
Было интересно наблюдать, как молодые люди исполняли всё, что им говорилось, а говорились очень немногословно – они практически читали жесты хозяина.
Мы рассказали кто мы, куда и откуда, сфотографировались и наконец пошли к дороге и нашим рюкзакам. Слава сказал, что мы так будем очень долго ехать, если нас все будут подкармливать)

Я попыталась поменять батарейки в диктофоне, но не успела, потому что Слава только поднял руку, как остановилась легковая машина и мы снова поехали дальше. В машине было прохладно от кондиционера, за рулём сидел совсем молодой парень и рядом его жена. Эта пара была непривычна своей современностью – после паранджей, девушка сидела, положив ноги на переднюю панель, и одеты они были очень открыто и современно.
Они немного знали английский, и наше общение расширилось. В одном месте вдоль дороги появились диковинные скалы, и нам сказали, что это потому, что здесь находится поворот на Каппадокию — сказочную страну сада камней.
Мы проехали километров 60 и нас высадили. Вообще мы уже практически прятались, чтобы нас не подобрали, потому что хотелось хоть немного размять ноги! Турция – страна автостопа)

Мы специально немного прошлись по степной дороге, и скоро остановили просто невероятно длинную машину! Я попробовала измерить её шагами, и у меня получилось больше 20 метров. Эта машина едет в Азербайджан, её водитель – очень молчаливый, худой, исполненный тихого достоинства турок, и у него 9 детей!
Эта машина довезёт нас далеко. Очень далеко! До самого Трабзона – а это 1000 километров! Я, по своей неопытности, предлагала Славе сойти где-то вечером, спокойно поставить палатку и потом добираться на следующий день как получится. Но к счастью, мы этого не сделали.

Мы ехали и ехали, ехали и ехали… так долго без остановок мы ещё не передвигались.

Одно время мы ехали по очень большой равнине, а по горизонту тянулись горы – видно было, что они просто огромные! Мы даже посмотрели по карте – почти 4 километра высоты… Иногда, подъезжая ближе, мы видели на вершинах снег.

Местность тянулась пустынная, машин встречалось очень мало, и хорошо, что нам повезло ехать всё время на одной машине.
Не смотря на то, что наша скорость была небольшой, хотя и постоянной, мы экономили время на пересадках – здесь действительно мог быть очень слабый автостоп – просто потому, что не было транспорта.
Вдоль многих дорог высажены молодые деревья, при чём в два ряда, и скоро эти дороги будут очень красивыми.

Наконец, часов через 5, мы остановились один раз – попить кофе, у этой машины тоже оказалась сбоку дверца с кухней, наверное, это есть у всех машин дальнего следования.
В кофе были добавлены маленькие зёрнышки – похожие на арбузные. После кипячения их надо выбрасывать, и Мемед рассказал, что привёз их из Сирии – с их помощью хорошо работают голова, сердце и не хочется спать.
И действительно, потом было очень странное ощущение – как будто ты должен спать, но почему-то не спишь – что-то то автоматическое, вряд ли очень полезное.

Вечером мы включили мобильный, и получили смс-ку от Алекса. Оказалось, что недавно мы проехали место, где они 10 минут спустя вышли на трассу, и значит, мы едем приблизительно вровень.

Так мы ехали по уже ночной Турции аж до 00.30. Водитель всё время назначал места для ночёвки, но подъезжая, в них не останавливался! Мне даже стало слегка боязно)
Мемед объяснял, что дороги ночью пустынные, свободные, и что он чувствует себя хорошо и будет ехать сколько сможет. Турецкие дороги действительно хороши и ночью – очень много знаков, и все они прекрасно освещены.

Мы остановились на чём-то вроде то ли стоянки, то ли заправки – было темно и мы вообще не могли понять, где мы. С Мемедом мы договорились встретиться утром, но как-то неуверенно – он сказал, что поедем как проснётся, и мы, видя как он гонит, решили подойти к семи.
Мы немного покружили по местности – с одной стороны дороги были довольно высокие горы, с другой – обрыв и река. Мы её не видели, но слышали и было трудно найти место для палатки, нам ведь надо было, чтобы на нас никто не наехал и при этом никто не видел. Найдя ямку между деревьями, мы устроились там, и даже впервые поставили тент – он зелёный, чтобы спрятаться от взглядов. Мы решили, что надо бы что-то съесть, и достали бананы, которые нам дал ещё Юсуф, и сидели – в темноте, согнувшись, в одинаковой одежде, сонно жуя бананы, как вялые уставшие обезьяны.

Когда мы легли, оказалось, что земля здесь изгибается и плечи выше, потом прогиб, и колени снова выше…
Ночь была прохладная – вечером градусник у дороги показывал +25, вообще мы находились довольно высоко в горах.
Но спали крепко – ведь встали рано, да и проехали за день не мало.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ